Хрусь-хрусь — звучат шаги по гравию. Шлёп-шлёп — плещется вода в ведрах. Руки горят от дужек ведер, джинсы промокли от расплескавшейся воды, а в голове крутится обнадеживающее — еще ходок пять. Жарко и тяжело. Очень тяжело!
И все равно это не полив, а слезы. Таким запомнился мне июнь 2014 года. Вроде бы и не был тот июнь аномально жарким, но в мае я заложил первый участок «реки» из шалфея и осоки. В общей сложности кустиков пятьсот. Жалкие «хвостики» посаженные в песчаную почву на склоне, требовали полива. Они просто кричали — воды! А с водой возникла проблема.При покупке участка, нам был показан родник через дорогу. Ну родник, так родник. Что может быть лучше родниковой воды? На роднике, внутри сгнившего еще финского сруба, стояли два бетонных кольца под покосившейся крышей, и на тот момент нас это вполне устраивало. По мере того, как формировался в голове будущий образ сада — сада в природном стиле, в котором большая часть отводится рукотворному лугу, пришло понимание того сколько для этого нужно растений. Количество многолетников просто ошеломляло. Первые же серьезные посадки показали, что полив из лейки — это детские игры. Принести из родника ведер пятьдесят, перелить их в лейку частично расплескав и затем ходить с лейкой по цветнику, скупо выливая под каждый кустик по литру воды — на это уходило столько времени и сил, что быстро стало понятно — с этим надо что то делать. Но что?!
Финн был не дурак. Если на самом участке не было колодца, то скорее всего на нем не было воды! Иначе разве стал бы он тянуть трубу под дорогой от родника до дома и построек для скота? Остатки этих проржавевших труб мы нашли на участке. Можно было бы повторить и усовершенствовать «финский трубопровод», оборудовать насосную станцию, как то протянуть трубы под дорогой, но все равно объем воды в роднике не обеспечивал моих потребностей в поливе. Я практически вычерпывал до дна всю воду на полив, а наполнялся родник очень медленно. Надо найти воду на участке!
Еще в первый год, когда мы с помощью Саныча поднимали целину, он ради любопытства походил по участку с прутиками. Прутики то и дело показывали воду. Я не очень верю в лозоискательство, но как вариант…
Я решительно взялся за поиски воды на участке. Предложений по копке колодцев и гарантированному нахождению воды в интернете хоть отбавляй. Выбрал искателей-копателей поближе, в Выборге. Приехали два парня с хитрыми глазами. Деловито походили с прутиками по участку и заявили, что у меня везде вода. Залейся! Только выбирай где копать. На мой вопрос на какой глубине, сколько колец понадобится, прозвучало уверенное — шесть колец. Во как специалист зрит под землю! Ну грех было не спросить — а если (чисто гипотетически конечно) воды не будет? Да ты че? Да мы этих колодцев! Верю-верю, но если всё же? Кто закопанные кольца и их доставку оплатит? Ну ты, понятное дело. Хорошо, что все вопросы выяснил «на берегу». Разумеется не решился я с этими «провидцами» связываться. Всё же финн был не дурак. Но решение то надо искать!
Прочитал я про абиссинский колодец и решил «забить иглу». Предложений тоже пруд-пруди. В этот раз я четко диктовал свои условия. Находите воду — получаете деньги. Предварительно не забыв упомянуть, про скалы и валуны. Нашлись «рисковые» ребята. Приехали, забили иглу в одном месте — уперлись в скалу или валун. В другом — тоже самое. В третьем — сломали иглу, матюкнулись и уехали. Договор дороже денег. И что теперь?!
Вот оно озеро, рукой подать, в тапочках можно купаться ходить. Может из него качать? Прочитал всё что мог про помпы. С расстояния в 150 метров качать можно разместив помпу на берегу. Это значит каждый приезд таскать эту «дуру» весом под 30 кг на берег и обратно. Тянуть шланг, через поле за участком и слушать вместо водопада под мостиком тарахтение двигателя. Да и стоимость хорошей помпы несколько десятков тысяч. Не вариант!
Делать нечего. Остается кардинальное решение — бурить скважину! Но где бурить? Может и нет воды на участке? Приедет буровая, спросят где бурить и я должен буду ткнуть пальцем…
Опять изучение вопроса, вплоть до чтения форумов бурильщиков. Узнаю ужас ужасный про каждую вторую пустую скважину, про самоизливы затопляющие участок, про то, что на Карельском перешейке глубина скважины 60 метров — это считай повезло. Мне бы водички для полива, а тут такие страсти. Надо бы подстраховаться, чтобы не остаться и без воды и «без штанов». Узнаю про метод спектрально-сейсморазведочного профилирования, про зоны тектонических нарушений. Во как! Нахожу геофизиков. Ходят, стучат, меряют. Вердикт — «Вода может появиться на глубине 12м и если ее не будет до глубины 30м, то следует остановиться и оторвать мне всё, что отрывается.» Ну как тут не поверить?!
Ищу бурильщиков. Как всегда, предложений море! Звоню. По телефону отвечают «менеджеры» и от фразы «как я могу к вам обращаться»- постепенно прихожу в бешенство. Как только называю окрестности Каменногорска — получаю отказ. У вас скалы и камни, мы это не можем. Оказалось, что реальных фирм занимающихся бурением и имеющих нужное оборудование, очень немного. Большинство в этой отрасли посредники. Мальчики и девочки не имеющие понятия о бурении, которым всё равно что продавать — бурение скважины или чистку ковров. Я нашел всего две фирмы, которые реально бурят скважины в гранитах и обе оказались в Выборге. Цены одинаковые. Выбрал ту, где ждать меньше. Да, на бурение гранитов очередь!
Надо уточнить, что за поиском решения прошло лето, и осень тоже подходила к концу. А тут еще доллар прыгнул так, что вообще не понятно стало, что будет с ценами. Тянуть нельзя!
В первых числах ноября приехала буровая. Когда я увидел рядом с участком этого «бронтозавра» мне стало страшно. Трехосный «Урал» с буровой установкой, даже на моих просторах казался огромным. Ткнул пальцем в точку. Начали бурить. Десять метров песчаной почвы и раздался грохот. Началась скала. Бур как будто и не затормозил. Трехметровые насадки добавлялись с удручающей скоростью, грохот разносился до Карелии, пыль стояла столбом! Прошли обещанные 12 метров, 18, 27…Впереди те самые «гарантированные» 30 метров после которых «следует остановиться» и … Воды нет !? Но «Остапа понесло». Бурите дальше! — осипшим от холода и волнения голосом потребовал я. И правильно сделал! На 42 метре цвет гранита изменился на красный и пошла вода!
Буровая уехала, оставив после себя толстый слой гранитной крошки.
Пошел снег. Я стоял со шлангом в красных от холода руках и прокачивал розовую от гранитной пыли воду. Сезон закончен, в деревне никого нет кроме меня, и поделиться радостью кроме жены не с кем. Теперь делюсь с Вами мои читатели.
P.S. Через два месяца стоимость бурения подорожала на 28%. Сад создается не только растениями, а в первую очередь нашими решениями.
What do you think?